Александро-Невский вестник
февраль
2001 г.
ПО ПРОСЬБАМ ЧИТАТЕЛЕЙ




Священник
Андрей Суховский,
с. Усть-Кокса,
Горный Алтай



Что значит «благословение духовника»?


Отец Андрей, в нашей прошлой беседе о православном духовничестве, вы говорили о той помощи, которую на пути духовного восхождения верующему может оказать лишь духовный наставник. Но существует ведь ответственность не только духовника перед своим духовным сыном или дочерью, но и ответственность пасомого перед своим наставником...

В древности говорили: «Ученик убивает своего учителя». И, конечно, каждый верующий должен понимать, что настоящий духовник воспитывает своих чад кровью своей, сердцем, здоровьем, жизнью. Нельзя, конечно, пастырю злоупотреблять и попрекать этим прихожан. Но тем не менее - прихожане должны знать об этом. Мы бережем лампады, иконы и тем больше мы должны беречь людей, через которых Господь действует Своей благодатью. Конечно, и священник должен об этом помнить и понимать: не я благословляю, но передаю благословение Христово, не мне руку целуют, но Христу, иконой которого я являюсь... То есть в священнике должно сочетаться уважение к собственному сану с человеческой скромностью и простотой. Мы должны помнить, что Господь дает через духовника свой ответ в свое время, а не тогда, когда выпытывают этот ответ у духовника, как бы пытаясь психологически загнать его в угол. Священник должен сосредоточиться, чтобы дать ответ, помолиться, наконец, ведь ответ-то ожидают от Бога. И этот ответ должен созреть. Иногда для этого нужен день, а иногда и неделя или месяц. А что же будет, если священника, словно на абордаж берут. Однажды меня спрашивают: «Батюшка, мне срочно надо ехать, а вы не отвечаете полезно мне это или нет!» Отвечаю: «А если скажу нет, вы готовы сдать билет?». В ответ разочарование: «Ой, какая потеря в деньгах будет!» - « Ну а для чего же вы тогда под благословение подходите, если заранее знаете, что не сможете его выполнить?». И каждый священник знает, что это не единичный случай, так как многие верующие совершенно неправильно понимают само понятие «благословение». Потому что благословение может казаться на первый взгляд неприемлимым человеку, но получить благословение - значит прежде всего поставить на суд духовника свои проблемы, духовные вопросы. Но затем нужно и быть готовым принять тот ответ, который дадут. И в этом проявляется настоящая духовная зрелость пасомого и его ответственность перед духовником.

Отец Андрей, очень сложный вопрос, но он волнует и прихожан, и, конечно, самих священников... Часто уважаемого батюшку окружают несколько женщин, я бы сказал, экзальтированных почитательниц, и они приносят много хлопот и самому священнику и остальным его духовным чадам. Из-за этого в общине возникают и обиды и разногласия...

К сожалению, кажется, это неизбежная вещь. Ведь часто на священника переносят свое горе, свое одиночество, А одиночество женское бывает и у семейных людей - одиночество непонимания. И если уж мы говорим, что священник должен своим служением являть образ служения Христова, то ему приносится и неустроенность, и одиночество, и утраты близких. В этом нет ничего страшного, хуже, когда эти отношения, я бы сказал, «заземляются». Когда батюшку начинают ревновать к другим его чадам, не понимая его служения, начинают «выяснять с ним отношения», даже обижаться на него. Это уже плохо. А такое бывает не так уж редко... «Ах, если ко мне батюшка со вниманием отнесся, по-доброму ответил, пусть он будет только моим, пусть меня выделяет из всех!» С такими проявлениями духовнику необходимо терпеливо, никого не обижая, но обязательно бороться. Все это, как я уже сказал, болезни духовного роста. Но священник должен тонко чувствовать, когда начинают вырастать обиды, пристрастия у духовных чад, ставить корректно их на место, и стремиться никого не выделять из своих пасомых.

на главную страницу