Александро-Невский вестник
апрель
2001 г.
СЛОВО ПАСТЫРЯ




ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ

Преосвященнейшего Антония, Епископа Барнаульского и Алтайского, боголюбивым пастырям, честному монашеству и
благочестивым мирянам


Христос Воскресе!
Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры, вновь мы празднуем светозарный, радостный и великий праздник Воскресения Христова! Он являет собой величайшее духовное событие - смерти умерщвление, обновление мира, начало жизни вечной. И к нам с вами через тысячелетия взывает св. апостол Павел:
«Востани, спяй, и воскресни от мертвых и осветит тя Христос» (Еф. 15,14).
К провождению духовному призывает нас святая Христова Пасха, к радости вечной жизни обращает нас Спаситель, к обновлению всего естества ведет нас Его воскресение.
Воистину свершилось это, если на протяжении тысячелетий не угасает среди людей радость о Христе воскресшем, и все земные тревоги и печали забываются в приветствии «Христос воскрес!», как хорошо выразил причину пасхального ликования святитель Филарет Московский, писавший, что когда Христос воскрес «не только небо сделалось достижимым, но даже соединилось с землей так, что трудно найти между ними предел и различие, ибо на земле является Божество, и на небе человечество».
И все же, он есть, этот предел, и пролегает в сердцах наших суетными устремлениями и гордостью, тщеславием и корыстолюбием. Вдумаемся, возлюбленные, в евангельское повествование о воскресении Христовом, когда «многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов... вошли в святый град и явились многим» (Мф. 27, 52, 53). Столь явно дарованное тогда чудо не затронуло окаменевших сердец, не расточило мглу мира сего, обуреваемого страстями и предрассудками. Спросим себя, готовы ли мы ныне принять Искупителя, объединившись в едином сердечном порыве, и поймем, как мало все изменилось с тех пор, когда преследовали за веру во Христа Воскресшего, когда исповедование Его требовало подвига.
Впрочем, это — подвиг всегда. И сегодня, воспевая в пасхальных песнопениях: «Крест претерпевый и смерть упразднивый, и воскресый из мертвых, умири нашу жизнь, Господи, яко един всесилен» (Утреня во святую и великую неделю Пасхи), разве не просим мы об укреплении на подвиг жизни во Христе?
К миру призвал нас Спаситель. Но нелегко его упрочить в наше тревожное время, где все более стираются грани между добром и злом, правдой и ложью. Как часто мы ищем виновных в бедах, постигших нас и наших близких, социальных потрясениях и гражданских распрях, забывая о той великой жертве, которую понес Господь ради искупления погрязшего в грехах рода человеческого, показывая нам, что взыскание погибших состоит в жертвенном служении Богу и ближним.
Мы же порой не можем поступиться и малым ради этого, и потому все более жестоким становится мир по отношению к слабым и обездоленным. Мы, подобно фарисею, судим о праведности и греховности наших братьев и сестер, а порой и церковной иерархии, и потому все более умножаются беззаконие и пороки вокруг нас. Но и этот мир искупил Христос Своим крестным страданием, и нас Он призвал пробудиться от греховного сна, и к нам через тысячелетия воззвал Он в своем приветствии: «Мир вам!» Так будем же следовать этому зову, укрепляя в сердцах любовь и благочестие, веруя в торжество жизни нескончаемой. От первых христианских времен и до наших дней было явлено великое множество примеров этой веры. Она спасала наше Отечество в смутное время, сплачивала и укрепляла в опасные для самого существования народа моменты.
В этом году мы вспоминаем трагическую дату 60-летие начала Великой Отечественной войны. Скорбя о неисчислимых народных жертвах и вознося молитвы о воинах, на поле брани за Отечество живот свой положивших, мы должны возблагодарить Господа за вразумление и укрепление народа на подвиг самоотвержения, ибо Русь никогда не склонялась под бременем страданий, но, приемля крест, шла своим высоким путем к свету, истине, Господу Воскресшему. Вот почему у нас всегда возводили храмы в бедах и победах. Ныне эта традиция возрождается. В Барнауле есть часовня во имя святого защитника Руси Благоверного князя Димитрия Донского, посвященная погибшим воинам, в Троицке воздвигнут крест в память о неисчислимых народных страданиях в военное лихолетье.
Во множестве строящиеся храмы и в нашей епархии, и по всей земле Российской —лучшее свидетельство того, что не напрасны были жертвы и страдания, что народ возрождается во Христе, «дабы, - по слову апостола, -знать дарованное нам от Бога».
Святитель Григорий Богослов так раскрывает смысл духовных устремлений христианина: «Христос воскрес из мертвых: воздвигнитесь вместе с Ним... Христос вышел из гроба: освободитесь же от цепей зла. Новое творение рождается во Христе: обновитесь». Это помогает постигнуть нам радость праздника Пасхи, которую в этом году весь христианский мир встречает в один день. И благодатный огонь, сходящий на Гроб Господень во святом граде Иерусалиме для православящих Бога, всех озарит радостью великой победы жизни над смертью, святости над грехом, добра над злом, обновления над тлением, потому что воистину Христос воскрес!
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!

С радостью о Христе Воскресшем
смиренный Антоний, Божией милостию Епископ Барнаульский и Алтайский, ректор Барнаульского Православного Духовного училища, Свято-Димитриевской Алейской обители Священноархимандрит.

Пасха Христова
г. Барнаул 2001 год

на главную страницу