ноябрь
2000 г.
ПО ПРОСЬБАМ ЧИТАТЕЛЕЙ

отец Андрей Суховский
Священник
Андрей Суховский,
с. Усть-Кокса,
Горный Алтай

 

 

ВАЛЕОЛОГИЯ: ЗА ИЛИ ПРОТИВ

В некоторых учебных заведениях вводится новый курс “валеология”. Многие верующие, в том числе и читатели нашей газеты, обеспокоены тем, что в той или иной степени программы этого курса содержат явно оккультные, нехристианские воззрения. Насколько это может отрицательно сказаться на духовном и психическом здоровье учащихся?

С этим вопросом мы обратились к священнику отцу Андрею Суховскому. Отец Андрей – кандидат медицинских наук, психиатр, хорошо известен нашим постоянным читателям. Кроме того, совсем недавно ему пришлось побывать на конференции по валеологии.


Саму валеологию я недостаточно хорошо знаю, чтобы глубоко анализировать полемику вокруг введения этого курса в учебных заведениях. Однако, недавно мне пришлось присутствовать здесь, в Барнауле, на конференции по валеологии, и по тому, что я увидел там и услышал, у меня сложилось такое мнение, что в этом учебном курсе утверждается совершенно неправильная система ценностей. Так, во-первых, я обратил внимание на лозунг, под которым проходила работа конференции: “Нужно молить, чтобы дух был здрав в здравом теле”. Это совершенно неправославный, нехристианский лозунг, ибо вся беда в том, что сам термин “духовность”, “дух”, “духовный” в обыденном представлении совершенно неадекватно используется. Под этими терминами традиционно, в обыденном сознании, подразумевается то же, что подразумевалось и в советское время в материалистическом и атеистическом представлении. - Что есть вот материальные ценности: поесть, одеться, и “духовные ценности” - сходить на стадион, или в театр, или в кино, или на дискотеку… Поэтому что же понимается валеологами под словом “дух”? Наше ли христианское, что дух – это сокровенная, бессмертная часть души человека, которой он в результате христианского подвига постигает Бога-Творца, либо “духовность” – это просто некие интеллектуальные ценности, скажем хорошую книжку почитать? А ведь в этом случае совершается явная подмена. И абсолютно это ясно. Кроме того и лозунг “в здоровом теле здоровый дух”, тоже перекочевал явно из атеистических времен. Исторически же, как известно, - это языческий лозунг. А христианин, святой апостол Павел говорит так: “сеется в тлении, восстает в нетлении, сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное” (1 Кор. 15,42-44). И мы часто видим в нашей жизни примеры, когда человек физически немощный обладает могучим умом, либо могучим духом. Конечно, я не говорю, что надо всем, к примеру, калечить себя, или перестать заниматься спортом, зарядкой, не в этом же дело! Вопрос в самой установке, встает вопрос, каковы ценности, чего я, наконец, добиваюсь?

Сейчас валеология, скорее всего из-за настороженности к ней общественности, пытается заигрывать с Церковью, но цель ее абсолютно обратная. Так как цель постижения Церкви – это Богочеловек – Христос. Мир же, “лежащий во зле”, провозгласил другую ценность: супермена, сверхчеловека, человекобога, особенно эти идеи отразились в трудах Ницше. Ницше как бы научно-философски изобразил идеологию антихриста, и даже прямо и откровенно говорил в своих трудах, что он борец против Христа и певец антихриста. Антихрист в его понимании - именно сверхчеловек, здоровый во всем, в человеческом, конечно, понимании. Уже здесь есть, о чем серьезно и глубоко задуматься. Повторюсь: нужно всегда помнить об истинной шкале ценностей.

Валеологи провозглашают, что у них есть какие-то кон- кретные действенные методики, и даже существует валеологическая гимназия. Мне приходилось беседовать и с преподавателями, и с родителями, и с психологами этой гимназии. Однако, результаты их работы совсем другие, чем они сами же и прогнозируют. Ведь теоретически все это может быть и красиво, но результаты-то ведь другие получаются, “не срабатывает” что-то! А ведь самое главное в педагогическом труде предвидеть: кем станет наш подопечный! Потом, в этой валеологической гимназии, насколько я знаю, даже практиковались медитации. Сейчас вообще многие психологи увлечены практикой состояний измененного сознания - так называемой трансперсональной психологией, а состояние измененного сознания – ведь это аутогипноз, и успехи в этом бывают как раз у людей истерического или шизоидного склада. То есть медитации, аутогипноз могут быть первым шагом к тому, чтобы в будущем у занимающихся этим развилась тяжелая психическая болезнь - шизофрения. Психиатрия, как наука, имеет данные, что у некоторых людей может быть скрытая склонность к этому заболеванию, и ее можно спровоцировать медитациями. Поэтому у людей как раз со скрытой наклонностью к психическому недугу медитации успешнее всего и получаются. Заметим, что часто в той же валеологии слова “молитва” и “медитация” ставятся через запятую, но это прямо противоположные вещи. Та же путаница с терминами, как в случаях с атеистическим и православным пониманием духовности! Давайте снова вспомним лозунг валеологической конференции. В этом лозунге говориться: “надо молить”. Кого? Мы никогда не будем “молить”, ведь у нас есть конкретный Адресат, к Которому мы обращаемся - Бог, а просто “молить” – это что то непонятное. Здесь имеется с христианством тоже нечто прямо противоположное, такое же, как противостояние Христа и антихриста, потому что для нас, православных христиан, есть личный Бог, Который существует объективно вне нас, и мы себя должны менять по подобию Божию: “Будьте святы, потому что Я свят” (1 Пет. 1, 16). Для современной же психологии, психоаналитической, гуманистической, в том числе и валеологии сам человек являет ценность в самом себе – он самозначен и самодостаточен. Целью становится не устремляться к Богу, а наоборот - спустится в самих себя, утвердить самого себя. Человек становится законченным эгоцентриком. А это, пусть я немножко, пожалуй, и утрирую, но может явится становлением идеологии антихриста.

Может быть, отдельные методики валеологии и могут быть прекрасными – оздоровительными, экологическими и т. д. Но главная система ценностей прямо противоположна христианской, и поэтому, на мой взгляд, Церкви никак нельзя становиться ширмой для подобных псевдодуховных изысканий.

Беседу вел и подготовил к печати священник Сергий Фисун.